Обзор изменений в законодательство об исполнительном производстве

14 января 2021 года был опубликован Закон Республики Беларусь от 06.01.2021 № 90-З «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства» (далее – Закон), основные положения которого вступают в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, то есть с 15 июня 2021 года.

Ниже приведем наиболее значимые с точки зрения бизнеса изменения:

1. Действия до предъявления к исполнению исполнительного документа о взыскании денежных средств.

Законом изменяется правило о действиях взыскателя до предъявления исполнительного документа о взыскании денежных средств с должника – ИП или юридического лица.

Если ранее взыскатель был обязан предварительно предъявить платежное требование о взыскании задолженности по исполнительному документу в банк должника под угрозой возвращения исполнительного документа без возбуждения исполнительного производства, то теперь такой обязанности нет – это право взыскателя.

Как следствие, отпадает необходимость прилагать к заявлению о возбуждении исполнительного производства документы, подтверждающие предварительное обращение в банк. Теперь достаточно приложить сам исполнительный документ и документ, подтверждающий полномочия представителя взыскателя.

Практическая рекомендация: если у взыскателя имеется информация о том, что на расчетных счетах должника имеются средства, то все же стоит предварительно предъявить платежное требование о взыскании задолженности по исполнительному документу в банк должника, поскольку это может существенно ускорить процесс получения долга.

2. Порядок переоценки арестованного имущества.

Закон изменяет правило переоценки арестованного имущества, если в установленный срок оно не реализовано.

Так, с 15 июня 2021 года станет возможно переоценка имущества в четыре этапа с изменением стоимости имущества на 20, 40, 60 и 80% соответственно (на сегодняшний день возможна только одна переоценка с понижением цены не более чем на 20%).

Каждая последующая переоценка возможна, если имущество не реализовано в течение одного месяца со дня предыдущей.

Взыскатели получают право оставить реализуемое имущество за собой перед каждой переоценкой по соответствующей стоимости.

Переоценка в сторону уменьшения не допускается, если имущество находится под таможенным контролем, и в результате цена имущества становится равной или меньше суммы платежей, взыскиваемых таможенными органами.

3. Очередность удовлетворения требований взыскателей.

Устанавливается шесть очередей для удовлетворения требований взыскателей (сегодня их всего четыре).

Первая очередь:

- алименты;
- расходы на детей на государственном обеспечении;
- суммы в возмещение вреда жизни или здоровью.

Вторая очередь:

- заработная плата или вознаграждение за работу, услуги, создание объекта интеллектуальной собственности на основании гражданско-правового договора;
- ущерб от преступления или правонарушения.

Третья очередь – взносы на государственное социальное страхование.

Четвертая очередь:

- обеспеченные залогом требования, которые погашаются за счет продажи предмета залога;
- суммы в республиканский и местные бюджеты;
- суммы в случае потери кормильца, страховые выплаты по обязательному страхованию, выплаты по государственному социальному страхованию граждан;
- авторское вознаграждение;
- моральный вред.

Пятая очередь:

- кредиты под гарантии Правительства или исполнительных комитетов;
- задолженность перед ОАО «Банк развития Республики Беларусь» за приобретенные активы или выданные кредиты.

Шестая очередь – остальные требования.

4. Срок для добровольного исполнения.

Закон изменяет правило о продлении семидневного срока (в рабочих днях) для добровольного исполнения исполнительного документа без взыскания принудительного сбора.

Теперь такой срок может быть продлен один раз не более чем на семь дней (разумеется, если судебный исполнитель признает причины для такого продления уважительными).

На текущий момент период продления срока для добровольного исполнения не ограничен.

5. Окончание исполнительного производства.

Закон определяет, что предоставление должнику отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа является основанием для приостановления исполнительного производства.

Ныне действует правило, по которому предоставление отсрочки является основанием для возвращения исполнительного документа взыскателю, а рассрочки – для прекращения исполнительного производства.

Также в Законом исключается из оснований для окончания исполнительного производства направление исполнительного документа по месту получения должником заработной платы и приравненных к ней доходов.

Фактически это означает, что в описанных выше случаях взыскатель не будет терять свою очередь в исполнительном производстве, что в большей степени защищает его права и имущественные интересы.

6. Мировое соглашение и медиация.

Закон предусматривает право судебного исполнителя приостановить исполнительное производство в случае заключения между взыскателем и должником соглашения о применении медиации. Заключение самого медиативного соглашения повлечет прекращение исполнительного производства.

Также устанавливается, что в случае заключения между взыскателем и должником мирового соглашения или медиативного соглашения размер принудительного сбора будет составлять только 50 процентов от установленного.

С практической точки зрения отметим, что в случае, если мировое соглашение или медиативное соглашение не будет исполнено должником, то взыскатель должен будет получить новый исполнительный документ. Как следствие, при повторном обращении в орган принудительного исполнения на основании такого исполнительного документа взыскатель потеряет свою первоначальную очередь в исполнительном производстве.

7. Последствия невнесения на счет органа принудительного исполнения суммы, за которую приобретено имущество на торгах.

Законом устанавливается правило, согласно которому если покупатель не внесет сумму, за которую приобретено имущество на торгах, в установленный срок на счет органа принудительного исполнения, а также если в этот срок будет установлено, что покупатель не имел права участвовать в торгах (электронных торгах), то участнику торгов (электронных торгов), сделавшему предпоследнюю ставку, предлагается приобрести имущество по стоимости в размере последней предложенной им ставки. В случае согласия такого участника приобрести имущество применяется порядок, установленный для покупателя.

Весьма важное с практической точки зрения дополнение, позволяющее сделавшему предпоследнюю ставку участнику торгов приобрести имущество должника (при текущем правовом регулировании сделать этого напрямую не представляется возможным). В этом случае судебному исполнителю не придется предлагать оставить это имущество за взыскателем в счет погашения задолженности.

***

При возникновении дополнительных вопросов, будем рады ответить на них.